Понятие "сенсорная комната" было введено М. Монтессори. Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация, снятие напряжения и избавление от стресса.
Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания.
Выбор помещения Оснащение сенсорной комнаты начинается с выбора помещения, площадь которого должна быть не менее 10 кв. м. Важно наличие окна, т. к. помещение нужно регулярно проветривать, и не менее двух-трех розеток. Все оборудование сенсорной комнаты подключается, как правило, на одной панели, поэтому проводка должна выдерживать соответствующее напряжение. Оформление сенсорной комнаты Следующий этап - оформление сенсорной комнаты. Если помещение требует косметического или капитального ремонта, его необходимо выполнить, т. к. оборудование сенсорной комнаты достаточно сложное, зачастую хрупкое и дорогостоящее, а значит, требует соответствующей обстановки. Пол рекомендуется сделать утепленным или отапливаемым (с регулируемым температурным режимом). Важно правильно выбрать цветовую гамму для стен. Для сенсорной комнаты подойдут пастельные и сладкие цвета. Нежелательно использовать летние, осенние, будуарные цвета и цвета воды. Пастельные цвета - мягкие и светлые, нейтральные, что позволяет не утомлять глаза и расслабиться. В пастельных тонах значительная доля белого цвета, придающего им характерную белесость или припудренность, способность зрительно расширять пространство. Сладкие цвета - натуральные, теплые, спокойные, мягкие, не интенсивные, приятны для глаз, поэтому воспринимаются большинством людей позитивно. Они создают атмосферу тепла, спокойствия и расслабления. Кроме того, это "приближающие" цвета - любой объект в этом цвете кажется чуть ближе, чем на самом деле. Статьи по теме Физкультурная площадка детского сада Заболеваемость детей в ДОУ Бассейн в ДОУ Физкультурная площадка детского сада Затемненные окна в темной сенсорной комнате максимально усиливают влияние световых приборов на восприятие. Светонепроницаемый занавес может представлять собой жалюзи, рулонные или обычные шторы из плотной ткани. Главное, чтобы он блокировал дневной свет, сохраняя в комнате темноту или полутьму. Мягкие модули на полу позволят создать ощущение уюта, будут способствовать безопасности детей. Ими также можно воспользоваться для разделения пространства на зоны. Для размещения основного светового оборудования может понадобиться мебель. Она должна быть новой, современной, оригинальной и безопасной формы (углы закругленные, размер минимальный), соответствовать цвету стен. Монтаж светового оборудования должны осуществлять опытные специалисты, имеющие необходимую квалификацию. Материалы для проводки кабеля должны соответствовать нормам противопожарной безопасности и Правилам устройства электроустановок (ПУЭ). Многие блоки электроприборов крепятся на потолке и закрываются подвесными потолками типа "Армстронг". Оборудование для сенсорной комнаты В нашем образовательном учреждении обстановка сенсорной комнаты состоит из ковра "Звездное небо", гребня "Звездный дождь", воздушно-пузырьковой колонны "Стелла", светового модуля для рисования песком "Радуга", сухого бассейна с подсветкой "Коралл" и установки для ароматерапии "Эфа". Ковер "Звездное небо" - это особая ткань черного цвета, которая крепится на потолке или на стене. Если ее растянуть на стене, у детей появляется возможность потрогать «Звездное небо». В ковер встроены фибероптические волокна, создающие эффект мерцающего неба, северного сияния, падающей кометы и т. п. Мы используем такой ковер, закрепленный на потолке, для проведения релаксационных сеансов, коррекции зрения и развития мелкой моторики. Для чистки и обеззараживания ковер снимается один раз в месяц. Влажная чистка осуществляется техническими служащими с использованием антибактериальных моющих средств. Гребень "Звездный дождь" представляет собой водопад фибероптических волокон, постоянно меняющих цвет. Волокна совершенно безопасны: дети могут перебирать их руками, обнимать и даже лежать на них. Как и ковер "Звездное небо", гребень "Звездный дождь" крепится на потолке или стене. Переливающиеся цвета обычно привлекают внимание детей и успокаивают. Гребень дезинфицируется один раз в неделю. Для этого он отсоединяется от блока питания и моется в воде с использованием антибактериальных средств. Воздушно-пузырьковая колонна "Стелла" - это устройство с подсветкой, наполненное водой, в которой под воздействием поднимающихся вверх воздушных пузырьков перемещаются рыбки. Колонна может менять цвет, реагируя на звуки или касания, что вызывает у воспитанников особую радость. Добиться максимального успокаивающего эффекта можно, если колонна работает в полной тишине, когда хорошо слышен звук поднимающихся пузырьков. Колонна заполнена дистиллированной водой, которая меняется один раз в месяц. Контакта с поверхностью трубы почти нет (в основном дети наблюдают за рыбками), поэтому она подвергается обработке раз в неделю. Всем детям очень нравится световой модуль для рисования песком "Радуга". По форме это обычный деревянный короб со светодиодными матрицами внутри и безопасным стеклом сверху. На стеклянную поверхность насыпан кварцевый сок. Если на песке что-нибудь нарисовать или написать, снизу рисунок подсвечивается разными цветами. Световой модуль предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения и игровой терапии. Песок в модуле меняется один раз в неделю и обеззараживается путем кварцевания. Сухие бассейны сегодня есть во многих детских садах, школах и больницах. Особенность нашего бассейна в том, что он заполнен мягкими прозрачными шариками, которые подсвечиваются мини-прожекторами с низковольтными источниками света. Шарики создают эффект массажа, снимают мышечный тонус, помогают ребенку расслабиться. Один раз в неделю все шарики вынимаются из бассейна, его внутренняя и внешняя поверхности подвергаются влажной уборке, а шарики перемываются и сушат естественным путем. Установка "Эфа", предназначенная для проведения сеансов ароматерапии, представляет собой компактный генератор ультразвукового распыления эфирных масел, которые оказывают успокаивающее, восстанавливающее, стимулирующее и антибактериальное действие. После каждого использования лампы поверхности, которые соприкасались с эфирным маслом, обрабатываются влажной салфеткой. Данные об антибактериальной обработке оборудования заносятся в журнал, который после контроля выполнения работ заполняет медицинская сестра. Музыкальное и видеооформление Установка музыкального и видеооформления - заключительная стадия оснащения сенсорной комнаты. Для создания визуальных и звуковых эффектов - пения птиц, журчания водопада, шума морского прибоя или дождя - подойдет персональный компьютер и проектор с различными тематическими дисками ("Лес", "Водоемы", "Планеты Вселенной", "Морское дно", "Времена года", "Животные", "Неповторяющийся рисунок абстрактного смешения цветов" и др.). Изображение лучше проецировать на стену. Сочетание различных стимулирующих факторов (света, музыки, запахов, тактильных ощущений) способствует нормализации психического, психологического и эмоционального состояния, снимает усталость, стрессы, становится мощным реабилитационным средством для устранения последствий различных травм. Кому показаны занятия в сенсорной комнате Занятия в сенсорной комнате полезны детям любого возраста. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями. Занятия с детьми от года до трех лет направлены в первую очередь на развитие: зрительно-моторной координации (в том числе ее коррекцию); ориентировочной реакции; сенсорики; пассивного словаря. В дошкольном детстве (в три - шесть лет) с помощью оборудования сенсорной комнаты можно стимулировать психические процессы, развивать эмоциональную сферу, способности к произвольной регуляции (снижать импульсивность, учить концентрировать внимание), повышать устойчивость к стрессогенным раздражителям. Все это способствует психоэмоциональной разгрузке. Сеансы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны в следующих случаях: наличие неврозов и неврозоподобных состояний; задержка психомоторного и речевого развития; резидуально-органические поражения нервной системы (тики, заикание, энурез и др.); аутизм; адаптационные расстройства; трудности усвоения программного материала; ДЦП и двигательные нарушения другой этиологии; нарушения слуха, зрения и речи. Посещение сенсорной комнаты сотрудниками педагогического коллектива помогает снять психоэмоциональное напряжение дошкольников, обеспечить релаксацию, повысить мотивацию к деятельности. Противопоказания Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности (в таком случае используются только релаксационные приемы без мигающего оборудования и ритмичной музыки). При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. Тревожным детям не рекомендуются резкие переходы от одного стимула к другому. Дети, имеющие частичные противопоказания, должны предварительно получить консультацию и рекомендации невролога. Режим работы сенсорной комнаты Сенсорная комната работает по расписанию, которое составляется в начале учебного года. Информация о занятиях в сенсорной комнате заносится в журнал, который также составляется в начале учебного года по следующей форме: Ф.И., возраст и группа, которую посещает ребенок Дата проведения сеанса Время проведения сеанса Форма сеанса (групповая, индивидуальная Вид сеанса (первичный, повторный) Цель сеанса Ф.И.О. ответственного за проведение сеанса Время занятий в сенсорной комнате устанавливается в зависимости от возраста и физических особенностей дошкольников. Посещение ребенком сенсорной комнаты возможно после консультации с врачом. Во время занятий в комнате обязательно должен присутствовать взрослый.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.